Как принял Ислам Сальман Аль-Фарисий

498
Как принял Ислам Сальман Аль-Фарисий

«Опередивший персов»

Абу ʻАбдуллаһ Сальман Аль-Фарисий, пусть будет ему милость Аллаһа, был одним из самых известных сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему. Имя «Сальман» ему дали после того, как он принял Ислам, а до этого его звали Мабаһ ибн Бузахшан. Его также называли «Сальман аль-Хайр», то есть «Сальман, сеющий добро».

Родом Сальман был из Персии, на что указывает часть его имени «Аль-Фарисий». Он был первым персом, который принял Ислам.

О нём известно, что он был очень богобоязненным, трудолюбивым, мудрым, глубоко знающим Религию и усердно поклоняющимся Создателю. Он всегда достойно переносил трудности и был терпеливым, несмотря на нужду и лишения.

Сальман был ближайшим сподвижником Пророка и его слугой, всегда помогал ему и был рядом с ним, а также участвовал во многих битвах. Пророк Мухаммад ﷺ хвалил Сальмана, говоря: «Рай скучает по троим: ʻАли, ʻАммар (ибн Ясир) и Сальман». А также от Анаса передано, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Четверо отличились среди своего народа: «Я – среди арабов, Суһейб – среди греков, Сальман – среди персов, Биляль – среди хабашитов» (то есть Суһейб, Сальман и Биляль приняли Ислам первыми из своего народа).

История о том, как Сальман принял Ислам, передал ʻАбдуллаh ибн Аль-ʻАббас

Вот что рассказал Сальман Аль-Фарисий о своей жизни:

«По происхождению я перс, родом из местности Асбаһан (Исфахан), из села Джийй. Мой отец был богатым землевладельцем и имел должность сельского старосты. Он любил меня больше, чем кого-либо из людей. Он настолько сильно любил меня и переживал за моё будущее, что, в конце концов, закрыл меня дома, подобно узнику. Мой отец был огнепоклонником. В то время я усердно выполнял порученную мне работу – следил за тем, чтобы огонь, которому поклонялись, не угасал ни днём, ни ночью. У моего отца было поместье, которым он управлял. Однажды он занялся у себя строительством и сказал мне: «О, сынок, из-за своей работы я не успеваю заняться поместьем – отправляйся туда» и поручил мне там кое-какие дела. По дороге в поместье я увидел христианскую церковь и услышал голоса молящихся там людей. Я не понимал, что это за люди, поскольку отец долгое время держал меня взаперти. Мне стало интересно, отчего мой отец так оберегал меня и я вошёл туда. Побыв там некоторое время, я подумал: «Воистину, то, что они делают, лучше, чем поклоняться огню». Я оставался там до самого захода солнца и не выполнил поручение отца. Я спросил: «Откуда пришла ваша религия?» Они сказали: «В Шаме».

Когда я вернулся домой, отец был сильно взволнован и спросил, где я был. Оказалось, что он даже отправил людей искать меня. Я ответил, что, проходя мимо церкви, я зашёл в нее и оставался там до вечера. Отец сказал мне: «В их религии нет добра – твоя религия и религия твоих предков лучше» и запер меня дома, надев на мою ногу железную цепь. Я написал письмо и отправил христианам в церкви, где просил, чтобы мне сообщили, когда приедут купцы из стран Шама. Когда мне сказали о прибытии каравана, я попросил дать мне знать, когда они соберутся в обратный путь. И когда мне передали, что они уезжают, я сумел освободиться из заточения и отправился с ними в Шам.

Прибыв в Шам, я спросил, кто здесь самый знающий в религии. Мне сказали, что епископ в церкви. Я пошёл в церковь и сказал, что хочу учиться и помогать ему. Со временем я увидел, что этот человек был непорядочным и обманывал людей. Он требовал от людей пожертвований, но не передавал их бедным, а все забирал себе. Так он накопил 7 кувшинов золота. Увидев всё это, я возненавидел его. Когда этот человек умер, на его место назначили другого, и я стал служить ему. Этот человек оказался правдивым, и я полюбил его и служил ему до его смерти. Умирая, он сказал мне: «Я знаю одного хорошего человека, который живет в Мусыль (Мосул, Ирак). Если хочешь, иди к нему». После его смерти я отправился в Мусыль и нашёл того человека. Я видел, что он порядочный и служил ему до конца его жизни. Перед своей смертью он сказал мне, что есть один хороший человек в городе Насыбин. Я поехал к нему и жил у него. Перед смертью он посоветовал мне идти в ʻАммурию, где жил его друг. Человек из ʻАммурии перед своей смертью сказал мне: «Приближается время прихода нового Пророка, который держит религию Ибраhима. Он будет из территории арабов (то есть из Мекки) и переселится в другую местность, где растут финики (то есть в Медину). Его отличительные признаки: он принимает подарки и не берёт милостыню (садака), на его спине между лопатками есть «печать» Пророчества. Если сможешь, отправляйся туда».

После того, как он умер, я жил в ʻАммурии. Однажды туда прибыли торговцы из арабского племени «кальб». Я попросил их помочь мне добраться до Хиджаза , предложив за это своих коров и овец. Они согласились и взяли меня с собой, но обманули. Когда мы приехали в местность Уади Кура (окрестности Мекки), они схватили меня и продали в рабство одному иудею. Некоторое время я служил у этого человека, пока он не продал меня своему родственнику из племени курайза. А новый хозяин забрал меня с собой в Медину. Клянусь Аллаhом, когда я увидел Медину, то сразу понял, что это именно тот город, который описал мне мой наставник из ʻАммурии. Так я стал жить в этом городе, ожидая прихода Пророка.

Наступило то время, когда Пророк Мухаммад получил Откровение в Мекке, но я не слышал о нём, так как тяжело трудился. Затем он переселился в Медину. И вот как я узнал об этом.

Однажды хозяин поручил мне собрать финики. Я залез на пальму, а он находился внизу и контролировал работу. К нему пришёл его двоюродный брат и стал рассказывать об одном человеке из племени «бану Кыля». Он оскорблял его и недовольно добавил: «Они все сейчас собрались в местности Кыба (в окрестностях Медины), куда сегодня прибыл человек из Мекки – он говорит о себе, что он Пророк». Когда я услышал эти слова, меня охватила дрожь, и от радости я чуть не упал с дерева! Я быстро слез с пальмы и спросил этого человека: «Что ты сказал?» Мой хозяин рассердился и сильно ударил меня, закричав: «Какое твоё дело?! Иди работай и не вмешивайся!»

Когда наступил вечер, я взял немного фиников и отправился к дому, где остановился Пророк ﷺ. [Я хотел проверить, на самом ли деле он Пророк]. Войдя, я сказал ему: «Я слышал, что ты – праведный человек, и тебя сопровождают люди, которые приехали из другой местности, и они нуждаются. Примите эту милостыню (садака)». Я дал финики Пророку и увидел, что он сказал своим сподвижникам: «Ешьте», а сам не прикоснулся к ним. И я отметил про себя: «Вот первый признак Пророка».

После этого я вернулся домой, а через некоторое время, когда сумел отложить еще немного фиников, снова пошел к Пророку, который тогда уже поселился в Медине. Я сказал ему: «В прошлый раз, когда я принёс вам садака, вы не взяли. Примите же эти финики от меня в подарок». И на этот раз Пророк ел финики, а также угостил ими своих сподвижников. И я подумал про себя: «Это – второй признак». Через некоторое время я снова пришёл к Посланнику Аллаһа. Он сидел со своими сподвижниками на кладбище Бакыʻ после того, как они похоронили одного своего товарища. На нём была накидка. Я поздоровался с Пророком и обошёл его сзади, стараясь увидеть на его спине «печать Пророчества». Заметив это, Пророк Мухаммад, мир Ему, сразу понял, для чего я это делаю, и скинул с себя накидку. Я увидел этот знак, и меня охватил глубокий трепет. Плача от избытка чувств, я стал обнимать Пророка и целовать его. Пророк обратился ко мне, и тогда я принял Ислам, произнеся свидетельства. После этого Пророк попросил меня рассказать о том, что со мной произошло, и я рассказал ему всю свою историю».

После того, как Сальман Аль-Фарисий принял Ислам, он был вынужден вернуться к своему хозяину и продолжал трудиться. Из-за этого он не смог участвовать в битвах Бадр и Ухуд. Далее Сальман продолжал свой рассказ:

Однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал мне: «Договорись с хозяином, чтобы он освободил тебя за определённую плату». И хозяин согласился отпустить меня, если я посажу для него 300 пальм и дам 40 укыйя золота. Тогда Пророк ﷺ обратился к сподвижникам: «Помогите своему брату!» И сподвижники помогли мне собрать саженцы пальм: кто-то дал 30, кто-то 20, кто 15, кто 10 – каждый, сколько смог, и набралось нужное количество. Затем Пророк, мир ему, сказал мне: «О, Сальман, иди и подготовь ямки для саженцев, а когда всё будет готово, я посажу эти пальмы своими руками». Я начал копать ямы, и сподвижники помогли мне. Закончив работу, я позвал Пророка. Мы подавали ему саженцы, а он высаживал каждый из них в землю. Клянусь Аллаһом, что ни один не пропал – все принялись. Таким образом, я выполнил первую часть договора, и осталось только отдать деньги.

Однажды Пророк, мир ему, принёс кусок золота размером с куриное яйцо и, позвав меня, сказал: «Сальман, возьми это и расплатись со своим хозяином». Я подумал, что этого будет недостаточно, и спросил: «О, Посланник Аллаһа, разве этого хватит?» Пророк ответил: «Воистину, Аллаһ Всевышний сделает так, чтобы этого хватило». Клянусь Аллаһом, когда я взвесил это золото, то оказалось ровно 40 укыйя – не больше и не меньше! Так я выполнил все условия договора, и хозяин отпустил меня.

Освободившись, я стал служить Посланнику Аллаһа и всегда был рядом с ним. Я участвовал в сражении Хандак и во всех последующих битвах».

Поучительные слова и наставления Сальмана Аль-Фарисий

От Джарира передано, что Сальман сказал ему:

Это означает: «О, Джарир! Будь скромным ради Аллаhа, и Аллаh дарует тебе высокую степень в Cудный День. О, Джарир! Знаешь ли ты, сколько трудностей в День Суда?! Воистину, тому, кто угнетал другого на этом свете, будет очень тяжело». Потом Сальман взял кусок веточки от дерева и сказал Джариру: «В Раю такого нет». Джарир спросил его: «О, Абу ʻАбдуллаһ! А разве в Раю не будет деревьев и пальм?» Сальман ответил: «Стволы райских деревьев – из золота и жемчуга, а кроны усеяны плодами».

От Абу ʻУсмана Ан-Наһдий передано, что Сальман Аль-Фарисий сказал:

Это означает: «Три вещи заставляют меня усмехнуться от удивления: когда человек полон надежд на эту жизнь, зная, что всё равно умрет, когда человек совершает грехи, зная, что Отчета не избежать, когда человек много смеётся, не зная, одобрены ли Аллаһом его поступки. И три вещи заставляют меня плакать от огорчения: расставание с Пророком Мухаммадом и его сподвижниками, когда они покидают этот мир, тяготы Судного Дня и третье – это Отчёт в День Суда, не зная, что потом – Рай или ад».

Аскетизм Сальмана

Сальман Аль-Фарисий был известен своей скромностью и неприхотливостью. Он настолько был равнодушен к богатствам этого мира, что даже не имел своего дома. Малик ибн Анас рассказал историю о том, что один из сподвижников, видя, как Сальман укрывался от зноя в тени деревьев, предложил ему построить жилище, где он мог бы спрятаться от палящего зноя и согреться в холод. Сначала Сальман дал согласие, но потом забеспокоился, так как не хотел мирских излишеств. Он остановил мужчину, который уже собирался уходить, и спросил: «Каким будет мое жилище?» Тот ответил: «Если ты будешь стоять, то крыша будет касаться твоей головы, а если лежать, то ноги будут упираться в стену». Услышав это, Сальман успокоился и согласился, так как не хотел большего.

А Нуʻман ибн Хумейд рассказывал, что однажды он с дядей навестил Сальмана Аль-Фарисий в городе Мадаин. Они застали его за работой. Сальман сказал им, что покупает пальмовые ветки за дирхам, делает из них обувь и продаёт за три дирхама. Из двух дирхамов прибыли он только один оставляет себе, а другой отдает как садака.

Передано от Хубейба ибн Аль-Хасана и Хумейда ибн Маурика Аль-ʻАджлий, что когда Сальман почувствовал приближение смерти, он заплакал. Его спросили: «Почему ты плачешь?» Он сказал, что переживает, выполнил ли он наставление Посланника Аллаһа, которое он дал своим сподвижникам – пусть вашего имущества будет не больше, чем путешественник берёт с собой в дорогу. Когда Сальман умер, то оказалось, что у него было только одеяло, одежда и личные вещи – всё это стоимостью около 20 дирхамов.

О смерти Сальмана Аль-Фарисий

Учёные-историки передали, что Сальман был долгожителем. Говорят, что он прожил 250 лет или даже больше. Он родился задолго до Пророка Мухаммада, мир ему, и встречался с теми, кто слышал от других, а те – от самих последователей Пророка ʻИсы весть о приходе и о признаках последнего Пророка.

Сальман Аль-Фарисий умер в городе Мадаин (в Ираке) во время правления халифа ʻУсмана ибн ʻАффана.